понедельник, 27 сентября 2021 г.

«Цифровое чтение для современного читателя»

 

22 сентября Новосибирская областная детская библиотека провела круглый стол в онлайн-формате «Цифровое чтение для современного читателя».  Мероприятие  было организовано в рамках проекта «На фонеПушкина и птичка вылетает: Интеграция писательской культуры и технологическихнавыков представления в интернет творческих работ литературно-ориентированныхподростков», реализуемого совместно с Союзом писателей г. Новосибирска на средства гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

В качестве экспертов были приглашены:

  •     Евгения Шафферт, обозреватель детской литературы, эксперт Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (Новосибирск).
  •     Мария Порядина,  старший научный сотрудник Российской книжной палаты, литературный критик (Москва)
  •     Ксения Молдавская, критик детской литературы, журналист, редактор, педагог  (Москва)·    Екатерина Кузьмина, зав. отделом обслуживания в ЛОДБ (Санкт-Петербург)
  •     Ольга Лишина, поэт, блогер, выпускница CWS по курсу детской литературы (Москва)

В центре внимания участников круглого стола были вопросы: Что такое «чтение» сегодня? Каким может быть «чтение» сегодня? Как меняется читатель и чтение в цифровой среде?

Понимание «чтения» сегодня невероятно расширилось. Знаем ли мы точно, чем «цифровое» чтение отличается от «аналогового»? Мы многое предполагаем, спорим, стараемся понять эту разницу и исследовать разные виды чтения. Участники круглого стола обменялись личным опытом цифрового чтения (плюсы, минусы, отличия от аналогового чтения), практиками  использования электронных библиотек, интерфейсов для чтения (программ и устройств), обсудили социальное чтение в цифровой среде (сообщества читателей: goodreads, livelib и др.) и востребованность читательских онлайн-клубов.


Современный человек читает больше, но качество этого чтения сильно изменилось. Цифровое чтение помогает быстро справляться с огромными объемами информации, учит быстро переключаться между разными информационными задачами. Две главные опасности цифрового чтения, по мнению специалистов, – это рассеивание внимания и истощение эмпатии. Еще одна проблема – делегирование функций памяти поисковым системам, из-за чего молодые люди все чаще «не знают, чего они не знают», то есть не накапливают базы знаний, на которые можно цеплять новые знания.

Решение проблемы чтения современных детей и подростков – составлять и вводить новые программы обучения, в которых внимание в равной степени будет уделяться как формированию глубокого осмысленного чтения, так и навыкам цифрового чтения.

Участниками круглого стола стали библиотечные специалисты и школьники, читатели детских библиотек 19 районов Новосибирской области, в том числе и Убинской детской библиотеки.  Шесть учащихся 8»б» класса МКОУ УСОШ № 1 не только слушали выступления экспертов, но и задавали вопросы, которые интересовали подростков.

Все подростки круглого стола  в онлайн-формате получат сертификаты  участников, а  Р. Хернова -  получит приз за самый интересный вопрос экспертам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий