среда, 7 мая 2014 г.

Сказительство на новый лад

Издавна человек любит слушать истории. Это заложено на генетическом уровне. Любая информация воспринимается легче, если её изложить интересным рассказом, будь то цифры, факты.

Работая с детьми, мы, часто обращаемся к сказке, легенде, мифам. Они помогают нам легко разрешить ситуацию.  Это тоже истории. Люди придумывали истории, основанные на реальных событиях, придавали им немного загадочности.
 В современном варианте это искусство стало называться сторителлингом.
Cторителлинг – это трансляция историй со «смыслом».  Под историей понимается любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением какого-либо принципа или ценности компании,  социальной группы,  местного сообщества.
Благодаря сторителлингу можно представить историю  с помощью устной речи, письменного повествования, цифровых и интерактивных медиа. Эти истории помогают людям гораздо больше, чем изучение правил и директив. Однако спектр использования сторителлинга в организации (библиотеке) гораздо шире:
  • Описание успешных и неудачных примеров в работе. Благодаря им передаются навыки других сотрудников, а также снижают стресс у новых сотрудников в случае неудачи.
  • Истории, которые помогают осознать ценности и принципы организации (библиотеки) и следовать им. Эти истории не только разъясняют, что является ценным в библиотеке, но и вдохновляют своим примером, у сотрудников появляется желание тоже сделать что-то ради своей библиотеки.
  • Личные истории сотрудников библиотеки.

Такой сборник историй помогает лучше понять внутренний мир организации, чувствовать себя его частью, способствует сплочению коллектива, помогает найти выход из положения в трудных ситуациях.
Работая с детьми в детской библиотеке можно создавать истории по интересным, новым, познавательным, приключенческим и др.  книгам. Рассказчиком   может выступать главный герой или другой персонаж книги, библиотекарь, читатель, родитель.
Сторителлинг может применяться и в  семье, когда старшие рассказывают истории, делятся с младшими своим жизненным опытом.  Такие истории наиболее ценные ещё тем, что они связаны с близкими людьми. Это помогает укрепить отношения в семье, улучшить взаимопонимание, рождает уважение.
Критерии хорошей истории (предложены Ларри Прусаком):
Живучесть - устойчивость истории к сохранению своих ключевых посланий, при множественных пересказах;
  • Замечательность (выпуклость) - способность  истории выделяться, создавать эмоциональное отличие, иметь эмоциональный заряд. В числе вещей, создающих «выпуклость», названы юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений;
  • Осмысленность - объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях;
  • «Конгруэнтность» рассказчику - уровень комфорта рассказчика при рассказывании  истории.

Критерии «прилипчивой» ( sticky по-английски) истории (предложены братьями Хит в книге «Made to Stick. Why some ideas survive and others die).  История должна быть:
  • Простая;
  • Неожиданая;
  • Конкретная;
  • Реалистичная;
  • Эмоциональная;
  • Хорошая история.
У индейцев есть такая поговорка: «Кто рассказывает истории, тот правит миром». Эту истину может подтвердить любой сторителлер. 


Источник: 


  1. Сторителлинг - эффективный вариант неформальногообучения;
  2. Сторителлинг на сайтах: увлекайте иубеждайте клиентов интересными историями;
  3. Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения;
  4. Сторителлинг
  5. Сторителлинг
  6. Поговорим о сторителлинге с Еленой Ястребцевой




Комментариев нет:

Отправить комментарий